Москва 5-я Парковая 28А
Пандемия повлияла на каждую сферу нашей жизни. Последствия коронавируса неизбежны и специфичны для каждого сегмента рынка. При сложившихся обстоятельствах придется оценивать ситуацию в долгосрочной перспективе. Иначе будет сложно управлять бизнесом и держать его на плаву. Важно подстроиться под текущую ситуацию и быть готовым к разным неожиданностям. В данной статье мы рассмотрим изменения, которые ожидаются в ближайшее время. Вы узнаете неочевидные последствия в долгосрочном действии для каждой сферы.

Воздействие карантина на недвижимость

Мы провели оценку нынешней ситуации. На ее основании были упорядочены основные сегменты недвижимости в порядке убывания временного риска. Согласно этому списку, можно сделать вывод, что гостиничный бизнес наиболее подвержен воздействию коронавируса. При этом жилой сегмент является более устойчивым к изменениям и рискам, по сравнению с другими сферами. Мы изучили статистику, на основе которой сделали вывод, что гостиницы столицы в марте были загружены лишь на 10-30%. Что касается апреля, ситуация заметно ухудшилась, и этот показатель составил лишь 5-6%. Свое мнение высказала собственница гостиницы JLL Яна Уханова: «Людям не нужно паниковать. Они должны понимать, что сложившаяся ситуация изменится, и спрос на отели в скором времени восстановится. В первую очередь возрастает интерес у бизнесменов, которые вынуждены ездить из города в город из-за специфики работы. А Москва является как раз городом бизнесменов и деловых туристов». Отель Романи в числе остальных гостиниц продолжает свою работу в период карантина.

Индустрия меняется из-за ограничений поездок

Сейчас выдвигаются рекомендации и значительные ограничения относительно личных и деловых путешествий. Соответственно, последствия для гостиничного бизнеса проявились незамедлительно. Чем больше распространялся вирус по разным странам, тем чаще стали отменять или переносить различные конференции, массовые мероприятия международного уровня. Перенесли и такие фестивали, как «South by South West» и MIPIM. Также пришлось более избирательно относиться к командировкам, личным поездкам и пересмотреть свой отпуск. В тех странах, где установили запреты на выезд, люди имели право отменить свои поездки и получить обратно денежные средства. В большинстве отелей произошло падение посещений минимум на 25%. Соответственно, снизилась выручка за день. При этом нельзя повышать цены, так как людей в гостинице не будет вообще. Последствия COVID-19 не обошли стороной и персонал. Величина воздействия зависит от длительности пандемии и предпринятых мер к противодействию. Несмотря на это, существует несколько факторов, которые в значительной мере смягчают падение спроса. Снижается частота внутренних междугородних путешествий, как отмечают отечественные туроператоры. Это происходит из-за опасения заражения. Вместе с тем туристические компании рассчитывают, что вскоре люди чаще будут путешествовать внутри страны и этим компенсируют отмену заграничных путешествий. Заметно пострадали международные поездки в Париж и Нью-Йорк. По прогнозам на следующие полгода активность путешественников возобновится. При этом существует риск, что нынешняя ситуация затянется по причинам:
  • забастовок;
  • террористических атак;
  • рецессий.
В тех странах, которые стали эпицентром пандемии и не сдержали распространение вируса, ожидается длительное падение спроса на туризм. Что касается инвестиционных проектов, они будут отложены до окончания COVID-19, но быстро возобновятся.

Дальнейшие перспективы

Если говорить о долгосрочной перспективе, коронавирус скорее всего не станет катализатором сильных изменений в гостиничной отрасли. Согласно проведенным нами исследованиям, гостиничная сфера наиболее сильно подвержена влиянию вируса, а жилой сектор остается более устойчивым к воздействию COVID-19. И это неудивительно, ведь люди сейчас предпочитают оставаться в собственных квартирах или снимать жилье на долгое время, так как хотят самоизолироваться, пережить период пандемии и скорее вернуться к нормальной жизни.