Москва 5-я Парковая 28А

Ниже некуда: обвал отельного рынка в 2020 году

  Второй квартал 2020 года выдаёт неутешительные результаты: средняя стоимость номера по Санкт-Петербургу 280 рублей, а в Москве всего 815 рублей.

Восстановить былые показатели быстро не получится

Москва и Санкт-Петербург показали крайне низкие показатели загрузки отелей, что было ожидаемо. Спад начался в марте и стал более ощутимым после начала самоизоляции и международного закрытия границ.

Изменение гостиничных показателей в Москве

В столице средневзвешенная наполняемость отелей известных международных брендов по результатам второго квартала 2020 года всего лишь 12,4 %. Если сравнивать с прошлогодними показателями, гостиничная загрузка упала на 84 %. Средневзвешенная рыночная стоимость проживания (ADR) упала на 13 % и составила 6 560 рублей. Наиболее существенное падение произошло в тех сегментах рынка, где ранее наблюдались самые демократичные цены. По результатам аналитических исследований, средневзвешенная доходность гостиничного номера (RevPAR) упала на 86 %, что составляет рекордно низкую сумму — 815 рублей. Яна Уханова, представитель консалтинговой фирмы JLL, занимающаяся гостиничным бизнесом, отмечает резкое падение RevPAR в отчётный период. Показатели уменьшились на 84–93 %, причем спад наблюдался в разных направлениях. Статистика за апрель и май была отрицательная, в июне же начались первые изменения в лучшую сторону. Положительная динамика ожидаемо просматривается в отелях верхнего (upper midscale) и среднего ценового сегмента (midscale). За первый летний месяц эти гостиницы были загружены на 23–26 %. Отели подороже показывают более низкие показатели из-за отсутствия MICE-мероприятий, международного туризма и деловых командировок. Ожидается, что данная ситуация продлится до середины осени.

Загрузка международных брендовых гостиниц в Москве

Данный сегмент отельного бизнеса не идёт на снижение цен, что исключает эффект домино на рынке и делает возможным быстрое восстановление после возобновления стабильного спроса. В сравнении с 2019 годом, наблюдается 30%-ная бронь гостиниц. По данным TravelLine, данный показатель брони стабилен на два месяца лета и сентябрь. В 2020 году планируется открытие трёх больших гостиниц, но их запуск будет зависеть от возобновления работы рынка. Не исключается перенос некоторых проектов на следующий год.

Изменение гостиничных показателей в Санкт-Петербурге

На второй квартал 2020 года средняя заполняемость международных брендированных отелей Санкт-Петербурга составила всего 5,2 %. Показатель снизился по сравнению с прошлым годом на 93 %. Средневзвешенная рыночная стоимость проживания (ADR) составила 5 352 рубля. Произошло снижение показателя на 43 %. Доходность гостиничного номера (RevPAR) побила все антирекорды и составила всего 280 рублей, что на 96 % меньше аналогичного показателя прошлого года.

Наполняемость международных брендовых гостиниц в Санкт-Петербурге во втором квартале 2020 года

Отчётный период демонстрирует существенное уменьшение RevPAR в сравнении со столичными показателями. В среднем произошло снижение на 96–97 %. Яна Уханова, представитель консалтингового агентства JLL в области гостиничного бизнеса, обращает внимание на отличия от столицы в динамике возобновления работы гостиниц. Наиболее востребованным оказался высокий ценовой сегмент (upper upscale), составивший на июнь 19 % загрузки. Изменения обусловлены увеличением индивидуального туризма внутри страны, а также уменьшением стоимости проживания вдвое, что позволило широкому кругу населения выбрать более дорогой сегмент. Однако, по данным TravelLine, положительная динамика наблюдалась исключительно в сезон белых ночей.

Внутренний туризм летом 2020 года

По сравнению с предыдущим годом наблюдается увеличение спроса на российские санатории, загородные объекты, SPA-отели, рекреационные зоны. Причём все направления внутри страны одинаково востребованы:
  • Краснодарский край испытывает небывалый подъём спроса на 5- и 4-звездочные отели. Средний ценовой сегмент остаётся на уровне предыдущего года.
  • Загородные гостиничные комплексы Ленинградской области также показывают высокую посещаемость.
  • Существенный прирост отдыхающих демонстрируют Алтай, Карелия и Московская область.
Анализ туризма внутри страны показывает смещение летнего сезона на сентябрь, что в свою очередь передвигает на месяц бизнес-путешествия.